Что делать, если ученик хочет только помощь с домашкой, а у него много пробелов?

В этой статье расскажу о своем опыте работы в качестве личного помощника по выполнению домашки, и о том, почему мне это не понравилось
Кейс
Ученик Всеволод, 6 класс. Мама пришла с запросом: «Помогите вытянуть тройки сына, хотим по математике 4-5».На первом же занятии стало понятно, что у Севы значительные пробелы: он не умеет выполнять действия с обыкновенными дробями, путается в текстовых задачах, а с геометрией дела обстоят еще хуже.

После обсуждения с мамой мы накидали примерный план работы: заниматься два раза в неделю, разбирать основные темы, задавать дополнительные задания. Через несколько месяцев мы планировали достичь поставленных целей.Но на втором уроке выяснилось, что Сева не готов к этому плану. Он сказал: «Не могу учить дроби, у меня есть домашка, которую я не понимаю, помогите!» Как его единственный помощник по математике, я не могла отказать и посвятила урок решению домашнего задания. В результате весь урок ушел на выполнение школьной работы, а мой запланированный материал остался нетронутым.

Так продолжалось несколько недель. Оценки у Севы действительно начали расти, но пробелы никуда не исчезли. Я поняла, что вместо долгосрочной помощи просто решаю текущие задачи. Это демотивировало меня как педагога, а Сева не продвигался к самостоятельности.

Такой сценарий знаком многим репетиторам. Почему он возникает?

Анна Корчагина
учитель математики
Почему это происходит?
  • Ученики часто не осознают своих пробелов. Для них главным показателем успеха остаются оценки, а иногда — просто одобрение родителей.

  • Родители ориентированы на быстрые результаты. Им важны сиюминутные улучшения в успеваемости, а не глубокое освоение материала.
Как поступать?
Путь быстрых побед

Если цель — только улучшение оценок, можно выстроить процесс так:

  • Согласуйте ожидания. Объясните родителям, что работа над домашними заданиями улучшит текущую успеваемость, но не решит проблему пробелов.
  • Организуйте процесс. Попросите ученика присылать домашние задания заранее, чтобы вы могли подготовиться к уроку.
  • Гибридный формат. Часть вопросов можно разбирать асинхронно, например, переписываясь с учеником в мессенджере, чтобы на уроке сосредоточиться на сложных задачах.

Такой подход подходит для краткосрочной работы, но важно помнить, что он не решает основную проблему.
Планомерное закрытие пробелов

Если удастся убедить родителей и ученика в необходимости системной работы, придерживайтесь этих рекомендаций:

  • Диагностика. Проводите начальную проверку знаний, чтобы увидеть, с чего начинать.
  • Индивидуальный план. Составьте программу, включающую темы, которые будут полезны как для школьной программы, так и для общего понимания математики.
  • Мотивация ученика. Создайте систему визуализации прогресса, например, в виде чек-листа или учебной дорожной карты. Отмечайте каждую небольшую победу, чтобы вдохновлять ученика.
  • Родительское участие. Регулярно делитесь успехами ребенка с родителями, используя ту же визуализацию.
Комбинированный подход

Вы можете сочетать оба подхода:

  • Делите уроки: часть времени на помощь с домашним заданием, часть — на разбор пробелов. Например, в понедельник вы решаете накопившиеся задачи, а в пятницу работаете по индивидуальному плану.
  • Четко распределяйте цели уроков и уведомляйте родителей о прогрессе.
Итог
Что же стало с Севой? Мы продолжали работать над его домашними заданиями, но ни он, ни я не были довольны результатами: я не вдохновлялась от результатов каждого урока, а самому Севе так и не становилось проще с выполнением домашки. Когда на каникулах он перестал посещать уроки, я испытала облегчение: ситуация не мотивировала ни меня, ни его.
С тех пор я выбираю учеников более осознанно и сразу объясняю, что мой подход — это не просто помощь с домашними заданиями, а долгосрочная работа над пониманием предмета.
Каждый ученик — это уникальный вызов и возможность. Не бойтесь говорить с родителями о долгосрочных целях, планировать и экспериментировать. Наш труд — это не просто улучшение оценок, а вклад в уверенность и самостоятельность ребенка. Вдохновляйте, вдохновляйтесь сами, учите, и пусть ваши усилия приведут учеников к настоящим успехам!