6 методических таблеток для мотивации учеников

Очень многих математика пугает. Даже у самых маленьких учеников математика ассоциируется с мучениями и болью. Как правило, невозможно за один урок поменять отношение ученика к предмету. Поэтому в своей работе я применяю волшебные методические таблетки, которые «притупят боль» и поднимут настроение моментально.
Не закон, а секретный лайфхак
Был такой случай в моей практике, когда ученица до последнего отказывалась пользоваться распределительным законом для умножения двузначного числа на однозначное (18x4=10x4+8x4), других способов устно умножать она тоже не знала. Поэтому при устных вычислениях она очень страдала.
После недельных каникул она мне похвасталась, что мама научила ее супербыстро умножать двузначные числа на однозначные в уме.
—Вот задайте мне пример, вот прям любой
—Ну, допустим, 18 умножить на 4.
—Хм….72! Круто? Видели, как быстро!
—Правильно, ну делись своей хитростью!
—Я 10 умножила на 4, получилось 40, а потом 8 на 4 – получилось 32. 40+32=72. И всё! Представляете! Это меня мама научила! —(я же этому как раз и учила, почему ученица не помнит??)
После того случая, распределительный закон умножения я преподаю своим ученикам, как суперлайфхак, помогающий устно умножить двузначное на однозначное.

Итак, таблетка №1:
Описание: назвать общеизвестное правило, свойство, алгоритм «лайфхаком» или секретным приёмом. Ученики гораздо больше ценят упрощающие жизнь секреты, чем правила из учебника, поэтому и запоминают их лучше.
Дозировка: 1-2 раза в месяц (иначе лайфхаки перестанут быть уникальными и ценными).
Противопоказания: темы в математике, которые ученики должны заучивать, как теоремы или законы.
Эта «таблетка» работает во многих темах. Например, кому-то я сказала, что составлять краткую запись для задачи – это суперхитрость, которая поможет тебе решать задачи всегда верно. А секретный лайфак для другой ученицы – отбрасывание нулей при делении круглого числа на круглое.
Все мы знаем, что правила созданы для того, чтобы их иногда нарушать. А вот суперским инструментом в решении математических заданий вряд ли кто-то будет пренебрегать.


Следующий приём не стоит часто использовать в уроках с одним и тем же учеником. Иначе «волшебство» улетучится. Но от первого применения вы точно получите удовольствие.
—А теперь решаем примеры.
—Опять? Неее, только не примеры.
—Хорошо, можешь не решать пример. Тогда давай развивать твои экстрасенсорные способности! Можешь не вычислять, а попробуй угадать, какой ответ будет.
—Сейчас..секундочку...я почти угадал…будет 142!
—Ого, как у тебя это получилось?
—Я предсказал этот ответ!
В такой ситуации, ребенок, конечно же, тебя, дорогой учитель, обхитрил. Он старался максимально быстро и правильно вычислить значение выражение, а напряжение на лице, он скорее всего списал на то, что он напрягал свои экстрасенсорные способности. Но мы то с вами понимаем, кто кого обхитрил.

Таблетка №2
Описание: вместо требования решения задания, предложить ученику отгадать результат. Ученик вовлекается игру и, чтобы быстрее предсказать правильный ответ, про себя решает задание, используя все известные ему правила.
Дозировка: от 1 раза в месяц до 1 раза за урок (в зависимости от особенностей учеников. Дети, которые любят разыгрывать спектакли на уроках, очень хорошо реагируют на эту игру).
Противопоказания: дети, которые хотят просто решать.
Предсказывать, кстати, можно не только результат вычислений. Но чем ближе задание к реальному моменту и к жизни, тем лучше.
Примеры заданий для этого приёма.
«Я сегодня сходила в магазин и купила хлеб за 42 рубля. У меня осталось 148 рублей. И ты ни за что не отгадаешь, сколько рублей у меня было изначально!»
«Я загадала число и увеличила его на 8. Получилось 40. Какое число я загадала?»
«Мы выполнили уже 5 заданий. До конца урока осталось 4 заданий. Но я не скажу тебе сколько я запланировала заданий!».

Момент повышенной ответственности
Тему разобрали, пару заданий решили, и решать ещё одно подобное задание уже невмоготу. Можно сделать так:
—Ты классно справился с заданием. Мне кажется, ты уже такой эксперт в этой теме, что можешь проверить домашнюю работу другого моего ученика. Согласен?
—Конечно, давайте! А можно, я тогда ещё оценку поставлю?
—Да, проверяем!



Таблетка №3
Описание: вместо очередного задания дать ученику проверить решение другого ребёнка.
Дозировка: 1 раз за прохождение темы
Противопоказания: нет.
Ученики, особенно начальной школы, очень любят такие «ответственные» моменты. Конечно, здесь не обязательно давать настоящую работу другого вашего ученика. Достаточно предварительно подготовить фото рукописного задания или печатного, с не всегда правильно выполненными заданиями. Только при исправлении, новоиспеченный учитель, должен пояснить вам устно, почему же этот непутёвый ученик тут ошибся. Этот приём особенно круто применим на этапах закрепления.



Мне кажется, это будет невыгодно
Я люблю сталкивать учеников с реальной математикой, это здорово повышает мотивацию к изучению нашего любимого предмета. Например, вместо заданий по типу «Что больше, сумма чисел 1329, 799, 569 или число 3049?» всегда можно придумать что-то поинтереснее, а именно:
—Как ты думаешь, что дешевле, три маленьких набора лего с героями Марвел или один, но размером побольше?
—Не знаю…
—А давай посчитаем реальные цены и проверим.
К заданию прикрепляется картинка:
Таблетка №4
Описание: задачи на сравнение цен и оценку выгоды по реальным магазинам и товарам.
Дозировка: варьируется в зависимости от сложности заданий (можно использовать хоть на каждом уроке для разминки).
Как составить такое задание.
1. Выбрать интернет-магазин и товары, которые интересны вашему ученику (пицца, мармелад, слаймы, лего и т. д.), или те, которые нужны срочно мне.
2. Определиться, на какие действия надо придумать задачу (сложение, разностное сравнение, увеличение или уменьшение на проценты и т. д.)
3. Накидать товары в корзину, сделать принтскрин (если надо, на нём можно замазать цены или скидки, которые надо будет вычислить) и писать задачу.
Примеры:
«Что выгоднее комбонабор из двух пицц и колы или покупка этих товаров по отдельности? Если комбонабор выгоднее, то что можно купить на сэкономленные деньги?»
«Я хочу завести хомячка. Помоги мне подсчитать на какую сумму мне придётся тратиться на моего хомячка каждый год. Как думаешь, стоит оно того?»




Спанч Боб и Халк пошли в гости к Шреку
Когда я только начинала преподавать математику младшим школьникам, я частенько гуглила «интересные задачи», «задачи с мультгероями», «задачи супергерои принцессы» и т. д. К сожалению, кроме задач со Смешариками и Винни-Пухом было сложно что-то найти. Эти задачи “цепляли” немногих да и хватало их не надолго.
Вот и начала я сочинять задачи. Кажется, что написать свою задачу про нужного персонажа, да ещё и под нужную математическую тему, очень сложно. Но потом я научилась составлять задачки по определенному алгоритму и теперь это не занимает много времени.
Итак, берем любимого персонажа нашего ученика, например, Спанч Боба.
Надо собрать информацию о нём. Для этого «гуглим‎ по картинкам» (в тексте обычно слишком подробное описание сюжета, у меня, как правило, не хватает времени на его изучение). По картинкам сразу можно сделать выводы о сюжете и настроении мультика. Итак, вот поисковые запросы и мои выводы по картинкам, что выдал поиск:
  • «Спанч Боб делает» – он готовит крабсбургеры в кафе.
  • «Спанч Боб ест» – он ест человеческую еду (печеньки с молоком, крабсбургеры, мороженое).
  • «Спанч Боб друзья» – его друзья: белка Сэнди, звезда Патрик (они вместе играют в футбол, пускают мыльные пузыри, бегают).
А теперь, берём любую задачу из учебника и переделываем её.
1. Простая задача на деление на равные части.
20 яблок разделили поровну между 5 детьми. Сколько яблок досталось каждому ребенку?
Спанч Боб разложил 20 ломтиков сыра поровну на 5 крабсбургеров. Сколько ломтиков сыра в каждом крабсбургере?
2. Составная задача на нахождение суммы.
В школьную столовую привезли 6 кг, лимонов, яблок на 24 кг больше чем лимонов, а груш на 12 кг меньше чем яблок. Сколько килограмм груш привезли в школьную столовую?
Спанч Боб выдул 6 мыльных пузырей, Сэнди – на 24 пузыря больше, чем Спанч Боб. А Патрик пустил на 12 мыльных пузырей меньше, чем Сэнди. Сколько мыльных пузырей пустили ребята?

Таблетка №5
Описание: добавление простых и сложных задач с персонажами любимых игр, фильмов и мультфильмов наших учеников.
Дозировка: от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц.
Зачем нужны такие задачи? Задачи с любимыми персонажами – это своего рода «пряник», который мотивирует моих учеников отзаниматься хорошо, выполнить план урока или месяца. Такие задачки также могут появляться на каких-то особых уроках, например, в день рождения ученика или преподавателя, в последнее занятие лета или первое занятие второй четверти и т. д.
Улыбки и хорошее настроение никто не отменял
Вместо:
—Математика такая сложная…
—Нет, ты ошибаешься! Она простая и интересная! Приложим усилия, будем много стараться, решать и ты увидишь, что она интересная!
я стараюсь разворачивать наши диалоги так:
—Математика такая сложная…
—Согласна с тобой, это сложная наука. Обещаю, я тебе буду помогать и ты обязательно со всем справишься!


Моя самая ценная таблетка №6
Описание: доверительные отношения с учеником, такие, чтобы он не боялся просить о помощи, признаться в том, что ему сложно или непонятно.
Дозировка: каждую секунду вашего с учеником общения.
Не сложно создать такие доверительные отношения с учеником: достаточно учителю специально допустить пару ошибок и признаться в них, рассказать о своих школьных сложностях с предметами. Такие откровения точно не останутся без ответа: ученик в первые минуты будет рассказывать о том, какие сложности возникли в контрольной, не побоится рассказать о тройке или двойке и т.д.

Шесть таблеток из моей аптечки для немотивированных младших школьников уже у вас в руках. Притупляем боль, улучшаем настроение и погружаем в математику так, чтобы ученик не захотел из неё выныривать никогда. Любой немотивированный ученик — это всего лишь очередная задачка на пути, которую решить нам под силу!